Pages

Monday, March 25, 2013

Политические учения аристократии Платон и Аристотель

Многим отличалась от взглядов родовой наследственной знати социально-политическая мысль рабовладельческой аристократии. Это заставило идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, вд даться к созданию новых философских доктрин, способных противостоять идеям демократических сил. Необходимость преодоления кризиса мифологического мировоззрения стала толчком к развитию философии. Идеология старод авньогрецькои аристократии достигает наивысшего развития в идеалистической философии Платона и Аристотеляеля.

Родоначальник объективного идеализма, ученик Сократа, автор известных философских диалогов Платон (427-347 гг до н э) в учении об обществе изложил концепцию идеального аристократического государства.

По структуры ктуру идеальное государство состояла из трех состояний: правители-философы, охранники-воины и третье сословие - земледельцы, виноградари, ремесленники. Становой разделение общества - условие прочности государства - совместного поселения граждан. Самопроизвольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является большим преступлением, потому что каждый отдельный человек должен заниматься тем делом, к которой определена природой. Заниматься своей сп Равой и не вмешиваться в чужие - это и естьце і є справедливость Определение справедливости Платоном призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. Большинство людей не способны сдерживать свои страсти, желания и стремления и и поэтому не способны достичь усовершенствования, приблизиться, стать идеалом, а отсюда и необходимость в государстве и законах. Государство обеспечивает свойственны людям врожденные потребности, реализует интересы, поэтому в совершенные и, идеальном государстве люди делятся на определенные социальные общности - сословия, слои в соответствии с их душші.

Государство Платона - идеализация египетского кастового строя Формы правления и государственного устройства не совершенны, хотя среди них есть правильные и неправильные Характеризуя формы государства, Платон считает правильными формами монархию и аристократию если они законны, а их деятельность направлена на достижение блага и согласованности Негативными, неправильными формами политического устройства являются: тимократия - господство честолюбцев, стремящихся к обогащения ния, занимаются поборами и коррупцией, это власть стяжателей; олигархия - господство кучки богачей, мастеров темных дел, способных даже на преступление ради наживы и демократия - власть большинства, мож е быть законной или незаконной (если демос-народ захватывает насильно власть) тирания - власть одного лица над всеми, который приходит на смену выра-джуванои демократии Характеризуя тиранию, Платон обращает внимание на своеобразный \"популиционизм\" тиранов: сначала тиран всем улыбается, освобождает от долгов, раздает землю, а позже, добравшись до власти, уничтожает непокорных и вообще тех, кто выступает против т ирано-обладателя. Власть тирана держится на вероломстве и насилии Главной причиной изменения всех форм управления государством Платон считал порчу человеческих нравов, а выход из порочного состояния общества н \"связывал с возвратом к правлению мудрыавління мудрих.

Рассматривая все существующие формы управления государством, Платон считал их несовершенными и противопоставлял им модель политического устройства - так называемую идеальном государстве якобы способна реализовать главный принцип жизни - справедливость и благо. Государство возникает из необходимости обеспечить естественные потребности людей на основе закона, наделяет граждан материальными благам мы, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает людей и защищает их своими средствами. Однако ни одна из существующих форм государственного управления не способна обеспечить добродетель, удовлетворения потребностей граждан и др. Напротив, в обществе царит богатство и бедность, расточительство и нищета, тирания и беззаконие, достойных подавляют, а негодяи управляют! Ндивидуальни честность и порядочность вступаю во в противоречие с общественной справедливостью или представлениями о ней. Примером противоречий является смерть Сократа, потому что его нежелание поступиться моральными нормами, собственными убеждениями и необходимые во реализовать несправедливый закон обусловили выбор - выпить яд и из жизни реальным государственным устройством Платон считал правление, где совмещены начала демократии иії та монархии

Социально-политические программы Платона зафиксировали изменения в политическом сознании наследственной знати, происходившие в процессе ее перерастания из родовой аристократии в земледельческую. Завоевав экономическое и политическое господство в условиях коллективной общинной собственности, родовая аристократия ревностно охраняла патриархальные порядки, особенно в земледелии - в традиционной сфере влияния. Впоследствии родовая аристократия приспособилась к отношениям частной собственности и рабства, признала необходимость закона, но продолжала твердо отстаивать сохранение полисного землевладения. Именно это и объясняет ее стремление законсерву ваты полис как форму государственного устройства В трактате \"Законы\" Платон ближе подходит к интерпретации политической жизни, рисует реалистичную картину социальной и политической эволюции человечества. В \"Диалогах\" Платона определяет политику как \"искусство управления людьми\", утверждает, что когда по природе индивиды не равны и имеют хищнический инстинкт, надо полагать, что сильные индивиды имеют возможность и право \"уд ольняты свои желания \"за счет слабых. Такой подход отражал идеологию избранных, которые считали, что\" сила дарит право \", которое является\" интерес более сильной партии \"Платон конструировал самое сильное идеальную где ржавую Справедливый человек и справедливая государство похожи! Историческая изменения трактуются как результат длительных изменений и преобразований образа жизни народов, изменения в методах получения средств существования (переход в ид скотоводства к оседлому земледелию), причем образование монархии или объединения племен, изменения политического характера объясняются изменениями образа жизни, то есть политическихітичного характеру пояснюються змінами способу життя, тобто політично.

В формировании теории политики важную роль сыграл великий философ Аристотель (384-322 гг до н э) Родился в Стагори во Фракии, образование получил в Афинах, в школе Платона Подверг критике платоновскую тео орию бестелесных форм (идей), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не мог, шатался между идеализмом и материализмом У Аристотеля находим обстоятельное изложение теории общества, предпосылки которой встречаются в ранних мыслителей Востока, преимущественно в Индии, Китае В учении об обществе Аристотель доказал, что отношения рабовладения укоренении в самой природе высокими формами государственной вла ди Аристотель считал формы, при которых исключена возможность своекорыстного использование власти и за которых власть служит всему обществу Главное отличие взглядов Аристотеля от взглядов других старод авних философов, в частности Платона, заключается в том, что Аристотель впервые в истории общественной мысли в труде \"Политика\" анализирует возникновение и функции государства, указывает, что функции государства зарождаются в н айраниших общественных свя связях между хозяевами и рабами, необходимых для образования стабильного социального объединения На их основе и базируется строение общности (или семья, что в условиях рабовладения есть семьи семьей хозяина и рабов) Над семьи семьей стоит община, а над общиной стоит уже государство - третья, высшая форма обществища форма суспільства.

Раскрывая роль политики в общественной жизни, Аристотель подчеркивал, что политика должна играть морально-воспитательную роль, чтобы облегчить достижение общего блага - справедливости! Инструменты политики является государство, а государственным благом - справедливость есть то, что служит общей пользе Происхождение политики Аристотель определяет как разумную практику, направленную на обуздание страстей и стремлений индивида, видя пользу политики в эгоистической животной природе человека, чувственные стремления которой стихийные и разрушительные Политика призвана облагородить поведение человека, обеспечить господство разума над ней Конечно, государство обязательств своим иснув анням субъект объективным жизненным потребностям людей Но только государство обеспечивает полностью расцвет лица, потому что по природе человек - существо общественное Отсюда Аристотель утверждает, что общество предшествует лицу П роведена же им аналогия между общественными классами и отдельными системами одного организма составляет предпосылку политической концепции солидарности, общежития различных социальных общностей, отрицая борот ьбу в обществе Концепция солидарности, политическая доктрина умеренности предполагали, что демократия может успешно функционировать только при условии, если сможет опираться на средние слои общества а в условиях Древней Греции - на середньозаможних людей Это первое политическое определение предпосылок эффективно функционирующей демократиимократії.

Главная задача политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство Классификация форм управления государством в \"Политике\" осуществляется по двум критериям: количеству, или исельнистю правящих лиц и осуществляемой в государстве целью правильными формами управления государством Аристотель считал: монархию, аристократию и политию, а неправильными - тиранию, олигархию и демократию I хотя сам перечень форм управления государством не оригинален, новое в теории Аристотеля то, что есть попытка свести все многообразие государственных форм управления к двум основным - олигархии и демократии й Их порождением или смешением выступают все другие разновидности власти В олигархии - власть принадлежит богатым, а в демократии - неимущим, неимущим Олигархия усиливает существующую социальное неравенство люди и, а демократия чрезвычайно сравнивает богатый и простой люд Рассуждения о демократии и олигархии Аристотель сводит к пониманию социально-сословных противоречий, определяющих развитие рабовладельческого й государства Да симпатии Аристотеля все же на стороне политии - смешанной формы управления государством, возникает из сочетания элементов олигархии и демократии Экономическую основу политии составляет строй, где перева жае собственность средних слоев населения, социальную основу - собственники земли Политический строй характеризуется сочетанием олигархических и демократических форм и методов осуществления власти Аристотель различает два вида справедливости: уравнительную и распределительную Смешанные формы управления государством является Спарта, Криержавою є Спарта, Кріт.

No comments:

Post a Comment