В том, что в Сирии было применено химическое оружие, сомнений у экспертов уже практически не осталось. "Поначалу это были лишь подозрения, но то, что нам теперь довелось увидеть, может быть объяснено только использованием боевых отравляющих веществ", - считает токсиколог Ральф Трапп (Ralf Trapp), видный эксперт в области химического и биологического разоружения и многолетний консультант ряда международных организаций, включая ООН и Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Неясно - кто, неясно - что
Но открытых вопросов остается немало. На один из них - какая из воюющих сторон решилась на этот шаг - однозначный ответ дать крайне трудно, и нет никакой уверенности в том, что он вообще когда-либо будет дан. На другой - какие именно отравляющие вещества были использованы в Сирии - ответить проще, тем более что выбор здесь не так уж и велик.
То есть вообще-то ассортимент созданных человечеством боевых отравляющих веществ весьма велик, их запасы в ряде стран сохраняются до сих пор, несмотря на заключенную в 1993 году Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.
Но что касается конкретно Сирии, эту конвенцию не подписавшей и обладающей крупнейшим на Ближнем Востоке арсеналом химического оружия, то здесь, по мнению экспертов, речь может идти лишь о трех отравляющих веществах нервно-паралитического действия - зарине, табуне и VX - и об одном отравляющем веществе кожно-нарывного действия - иприте.
Боевые отравляющие вещества из сирийского арсенала
Зарин - бесцветная легколетучая жидкость без запаха. Это фосфорорганическое соединение было разработано в 1938 году группой немецких химиков во главе с Герхардом Шрадером (Gerhard Schrader) в качестве инсектицида и предназначалось для применения в сельском хозяйстве как средство защиты растений от вредителей. Поражает нервную систему. Действует очень быстро, особенно при вдыхании, однако проникает в организм также через глаза и кожу. От воздействия зарина спасает только изолирующий противогаз в сочетании с защитным комбинезоном. Клиническая картина поражения - от сужения зрачков, выделений из носа, затрудненного дыхания, усиленного слезо-, пото- и слюноотделения, тошноты и рвоты до конвульсий, потери сознания и смерти вследствие остановки сердца.
Табун - во многом сходен с зарином, как по отравляющему воздействию, так и по истории создания. Это фосфорорганическое соединение также было синтезировано немецким химиком Герхардом Шрадером, только двумя годами раньше, чем зарин. Табун тоже представляет собой бесцветную легколетучую жидкость, но, в отличие от зарина, обладает легким фруктовым запахом, а при нагревании - запахом горького миндаля.
VX - бесцветная густая жидкость, химически гораздо более устойчивая и примерно в 10 раз более ядовитая, чем зарин. Это фосфорорганическое соединение было разработано в 1955 году в Великобритании в качестве пестицида, но из-за токсичности не нашло применения в сельском хозяйстве, зато привлекло внимание военных. Клиническая картина поражения практически та же, что при поражении зарином, но VX действует значительно быстрее: уже через 5-10 минут наступают спазмы, судороги, паралич, через 10-15 минут - смерть.
Иприт - бесцветная жидкость с запахом чеснока или горчицы, отсюда его другое название - горчичный газ. Применялся, главным образом, в ходе Первой мировой войны. Здесь тоже "отличились" немецкие химики Вильгельм Ломмель (Wilhelm Lommel) и Вильгельм Штайнкопф (Wilhelm Steinkopf) - именно они предложили использовать это соединение, известное с середины 19-го века, в военных целях.
Поражение происходит через кожу (иприт в жидко-капельной форме) или через органы дыхания (иприт в воздушно-капельной форме). Скрытый период действия составляет от нескольких часов до суток. Клиническая картина - покраснения, язвы, некрозы кожи, при ингаляции - отек носоглотки, гнойная пневмония, через 3-4 дня смерть от удушья.
Пробы почвы, пробы мочи, пробы крови
Те симптомы, что запечатлены на фото- и видеоматериалах из Сирии, позволяют предположить использование отравляющего вещества нервно-паралитического действия - скорее всего, зарина. Чтобы выяснить это точно, инспекторы ООН и отправились непосредственно на место событий.
Инспекторам следует попытаться найти обломки ракет, которые были начинены отравляющими веществами, считает Ральф Трапп, ведь они могут рассказать о многом, поскольку "ракеты для транспортировки жидкостей сконструированы не так, как обычные ракеты с взрывчаткой".
Важно также взять пробы грунта в воронках, образовавшихся на месте падения ракет с отравляющими веществами. Самих этих веществ там, правда, уже нет, поскольку они химически не очень стабильны, но продукты распада могут быть обнаружены и идентифицированы даже спустя месяцы после газовой атаки.
И, наконец, немало информации можно почерпнуть при медицинском осмотре пострадавших: в пробах мочи и особенно крови довольно долго сохраняются определенные субстанции, позволяющие в специальной лаборатории практически безошибочно определить то отравляющее вещество, воздействию которого подверглась данная жертва.
Сирия обладает немалыми запасами химического оружия. Теперь, похоже, там применили некое отравляющее вещество нервно-паралитического действия. Какое именно - выясняют эксперты ООН.
No comments:
Post a Comment