В Болгарии обнаружен один из древнейших городов эпохи бронзы, уже названный СМИ древнейшим городом Европы. Между тем на это звание претендуют еще несколько древних протогородов, в том числе на территории России.
Болгарские археологи открыли поселение эпохи бронзы, которое можно считать одним из древнейших, если не самым древним (из надежно датированных) доисторических городов Европы. Поселение, раскопанное в окрестностях города Провадия (Варненская область, Болгария), состояло из двухэтажных домов, мощных оборонительных стен, улицы, некрополя и сооружений производственного и ритуального характера, датируемых радиоуглеродным методом 4700–4200 годами до н. э., то есть эпохой поздней бронзы.
Болгарские археологи открыли поселение эпохи бронзы, которое можно считать одним из древнейших, если не самым древним (из надежно датированных) доисторических городов Европы. Поселение, раскопанное в окрестностях города Провадия (Варненская область, Болгария), состояло из двухэтажных домов, мощных оборонительных стен, улицы, некрополя и сооружений производственного и ритуального характера, датируемых радиоуглеродным методом 4700–4200 годами до н. э., то есть эпохой поздней бронзы.
В конце пятого тысячелетия до н. э. население города составляло около четырехсот человек, а основой его экономики было солеварение: район болгарской Провадии богат залежами каменной соли, которые начали разрабатываться людьми уже восемь тысяч лет назад. Именно производство поваренной соли привело, как считают археологи, к расцвету Варненской культуры – культуры эпохи бронзы, датируемой VI–V тысячелетиями до н. э.
Люди начали добывать соль в районе Варненского озера уже в позднем неолите, примерно в середине VI тысячелетия до н. э. (период Кароново III–IV).
Соль выпаривали из раствора в тонкостенных керамических сосудах, помещенных в массивные глинобитные печи, сооруженные прямо внутри жилых домов. Позже процесс был усовершенствован, печи были вынесены за пределы поселений, а в период средней и поздней бронзы (культура Хамангия IV, 4700–4500 годы до н. э.; а также Варненская культура, 4500–4200 годы до н. э.) производство поваренной соли достигло промышленных масштабов: соль варили «конвейерным» способом в больших керамических сосудах, помещаемых в вырытые в земле глубокие углубления-печи – килны. За раз с одного такого килна можно было получать до 25 кг поваренной соли, которая паковалась в небольшие кирпичики, игравшие роль универсальной валюты вплоть до VII века до н. э., когда меновую соль стали вытеснять металлические деньги.
Археологи подсчитали, что в год поселение, раскопанное около Провадии, могло производить до четырех-пяти тонн соли.
О высокой ценности этого продукта свидетельствуют захоронения бронзового века, обнаруженные в окрестностях Варны. Так, 40 лет назад здесь был обнаружен самый богатый древний золотой клад в мире – из трех тысяч ювелирных украшений и ритуальных предметов, в свое время немало озадачивший археологов, так как в древности этот район никогда не славился богатыми ресурсами. Однако позднейшие раскопки показали, что основой процветания Варненской бронзовой культуры была именно соль, в буквально смысле слова ценившаяся на вес золота.
Раскопки холма, скрывавшего поселение древних солеваров, начались в 2005 году по инициативе Васила Николова и Крума Бахварова – сотрудников Национального института археологии. Работы неоднократно прерывались из-за проблем с финансированием, а самые важные и интересные результаты были получены за сезон 2011 года, когда были раскопаны два дома диаметром 100 метров, остатки улицы и мощных оборонительных стен с бастионами, а также комплекс ям и выложенных из камней объектов площадью 350 кв. м к северо-востоку от поселения.
Расположенные симметрично ямы и объекты не использовались для варки соли, и их предназначение пока неясно.
Предположительно, они могли использоваться в ритуальных целях: еще один подобный комплекс, более простой по планировке, находился с западной стороны города. В сообщении, опубликованном Василем Николовым на сайте Болгарской академии наук, делается предположение, что возникновение более сложного западного комплекса, вынесенного за пределы города, связано с эволюцией религиозных и общественных практик в эпоху поздней бронзы.
Называя позднебронзовое поселение в окрестностях Провадии городом, следует иметь в виду, что речь не идет о городе в понимании, распространяемом на древнегреческие полисы, древнеримские муниципии, средневековые или современные города, но о том, что принято называть «городом» применительно к поселениям V тысячелетия до н. э. В этом, археологическом, смысле раскопанное поселение полностью удовлетворяет определению «городского»: оно было обнесено оборонительными стенами, в нем проживало одновременно большое (по меркам того времени) число людей, и оно играло роль экономического, социального, а также религиозного центра.
Можно ли, следуя заголовкам СМИ, называть древнюю Провадию самым древним европейским городом?
Вряд ли, так как у Провадии слишком много конкурентов в споре за звание «предтечи европейского урбанизма», в том числе в самой Болгарии. Так, время основания Пловдива (фракийского Пупудева, греческого Филиппополя) также уходит в глубину веков – к VI тысячелетию до н. э. Тем же временем датируются поселения городского типа на месте Аргоса, а самой древней европейской столицей остаются Афины, основанные в IV–V тысячелетии до н. э. В контексте доисторических городов бронзового века нельзя не упомянуть и знаменитый Аркаим – укрепленное поселение рубежа III–II тысячелетий до н. э., входящее в состав так называемой «страны городов» – развитой южноуральской протоурбанистической культуры эпохи бронзы.
No comments:
Post a Comment